info@gold-antiq.ru
Категории

Как узнать возраст иконы?

Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.

Основа

В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.

Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.

Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.

С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.

Тип красок

Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.

Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.

Особенности обратной стороны иконы

Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его "изнанку". Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.

Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.

С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.

Иконописная школа, стиль письма художника

Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.

Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.



Получите
бесплатную консультацию

по телефону или у нас в офисе:
ул. Арбат 4с1

или напишите нам через форму

Бесплатная парковка

Чистый уютный офис

Дружелюбный персонал

заполняя заявку и нажимая кнопку «отправить», вы соглашаетесь с условиями соглашения на  обработку персональных данных

Оценка онлайн

заполняя заявку и нажимая кнопку «отправить», вы соглашаетесь с условиями соглашения на  обработку персональных данных